ГКУ СО "Светлоярский центр социальной помощи семье и детям"

Суббота, 16.11.2024, 18:23

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Полезная информация | Регистрация | Вход

10 ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

Ошибка 1 - обещание больше не любить. 
"Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить" 

Мнение родителей: 
Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло, как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: "Теперь мамочка больше не будет любить тебя". Как часто многие из нас произносят эту фразу. 

Мнение психологов: 
Обещание больше не любить своего малыша - одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка - малыш будет воспринимать вас как людей лживых. 
Намного лучше сказать так: "Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю". 

Ошибка 2 - безразличие 
"Делай что хочешь, мне все равно" 

Мнение родителей: 
Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое. 

Мнение психологов: 
Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно "настоящее". И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает. 

Можно сказать, например, так: "Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета". 

Ошибка 3 -слишком много строгости 
"Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная" 

Мнение родителей: 
Дети должны слушаться старших беспрекословно - это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку - 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею. 

Мнение психологов: 
Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и "плевать" на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: "Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим - почему и зачем". 

Ошибка 4 - детей надо баловать 
"Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам" 

Мнение родителей: 
Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство - такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность - в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка. 

Мнение психологов: 
Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот - он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. "Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу", - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну. 

Ошибка 5 - навязанная роль 
"Мой ребенок - мой лучший друг" 

Мнение родителей: 
Ребенок - главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый. 

Мнение психологов: 
Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными. 

Ошибка 6 - денежная 
"Больше денег - лучше воспитание" 

Мнение родителей: 
Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями. 

Мнение психологов: 
Любовь не купить за деньги - звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас САМЫЙ-САМЫЙ. 

Ошибка 7 - наполеоновские планы 
"Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс" 

Мнение родителей: 
Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам - дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых. 

Мнение психологов: 
К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш еще маленький и слушается взрослых, но затем... желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами - это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел. 

Ошибка 8 - слишком мало ласки 
"Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка" 

Мнение родителей: 
Приласкать младшую сестренку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Пообниматься с папой? Да на это нет времени. Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев - есть более нужные и серьезные вещи. 

Мнение психологов: 
Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно - это может оттолкнуть их. 

Ошибка 9 - ваше настроение 
"Можно или нет? Это зависит от настроения" 

Мнение родителей: 
Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые "выпускают пар" на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке. 

Мнение психологов: 
Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: "Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое - постарайся быть ко мне снисходительным". 

Ошибка 10 - слишком мало времени для воспитания ребенка 
"К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя" 

Мнение родителей: 
Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними. 

Мнение психологов: 
Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо. 
 


Правила общения с ребёнком

1.Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.

 

2.Можно  осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были.   

    Раз они у него возникли, значит, для   этого есть основания.

3.Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого  посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

4.Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическими, иначе оно перестаёт восприниматься.

5.Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребёнка.

6.Позволяйте ребёнку встречаться с отрицательным последствиями своих действий. Только тогда он  будет взрослеть и становиться «сознательным».

7.Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Но при этом возьмите себе только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

8.Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему: «С тобой всё в порядке, «Ты справишься!»

9.Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.

10.Постепенно, но неуклонно снижайте с себя  ответственность за личные дела вашего ребёнка, пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение.

11.О своих чувствах говорите ребёнку от первого лица. Сообщайте о себе, о своём переживании, а не о нём и его поведении.

 

Дети учатся тому, что видят в своей жизни:

12.Если ребёнок окружён критицизмом, он учится обвинять.

13.Если ребёнок видит враждебность, он учится драться.

14.Если над ребёнком насмехаются, он учится быть робким.

15.Если ребёнка постоянно стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.

16.Если ребёнок окружен терпимостью, он учится быть терпимым.

17.Если ребёнка поддерживают, он учится уверенности.

18.Если ребёнка хвалят, он учится ценить других.

19.Если с ребёнком обходятся справедливо, он учится справедливости.

20.Если ребёнок чувствует себя в безопасности, он учится верить.

21.Если ребёнка одобряют, он учится нравиться самому себе.

22.Если ребёнка принимают и обращаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.

                                                            Дорис Лоу Ноулт


 Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, который влечет изменения:

✓ всех сторон развития подростка (анатомо-физиологическое строение; интеллектуальное, нравственное развитие);

✓ условий жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками;

✓ общественного статуса, позиции, положения в коллективе. Подростку начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

1.  Анатомо-физиологические особенности подростка характеризуются неравномерностью его физического развития, совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. Для подростка характерно несоответствие в развитии сердечнососудистой системы: сердце увеличивается в объеме, в результате чего начинает работать более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии, что приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, и т. д. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения; ведет к вспыльчивости, апатии и т. п.

Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социальном становлении, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания.

2.  В подростковом возрасте у ребенка появляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос: "Кто я?", — часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки тех или иных событий и фактов; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.

3.  Временное психологическое отдаление от семьи и школы проявляется в том, что их значение в становлении личности подростка снижается, при этом влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде или группе, в которой он чувствует себя комфортно.

4.  Проблемы со взрослыми, в частности с родителями, у подростков зарождаются на почве повышенной конфликтности, критичного отношения к мнению взрослых.

Характер отношений подростка различный:

✓ со старшими — из позиции подчинения он пытается перейти в позицию равенства;

✓ со сверстниками — потребность в общении с целью самоутверждения.

Подросток в этом возрасте.

✓ испытывает повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека;

✓ стремится к независимости и самостоятельности, протестует против желания взрослых "учить" его;

✓ выбирает для себя кумира, которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение.

5. Изменения в эмоционально-волевой сфере в подростковом возрасте обуславливают следующие проявления:

✓ стремление познать окружающую действительность;

✓ стремление к общению со сверстниками;

✓ потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений;

✓ процесс формирования умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками;

✓ развитие настойчивости, упорства, выдержки, терпения, выносливости и других волевых качеств;

✓ изменение интересов, которые могут быть неустойчивы; любознательность, стремление к творческой деятельности.

6. Подросток — личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств, — стадии, пограничной между детством и взрослостью. На этой стадии личность уже в состоянии сознательно вступать в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил, но еще не достигла развития взрослого человека.

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0